Fate Core

НРИ Гид / Игры / Fate Core

Давайте разберем, что такое Fate Core! Это не просто набор правил, а настоящая универсальная ролевая система, где жанр — это то, что вы сами выберете, а основная идея — творить истории вместе с друзьями. Представьте: вы — режиссер своего кино, где каждый кадр зависит от ваших решений. Эта система создана, чтобы вдохновлять, будь вы новичок или опытный игрок.

Почему стоит обратить внимание? Для новичков здесь простота и отсутствие сложных таблиц — просто бери и играй! Для ветеранов — гибкость, чтобы воплотить любые идеи, от космических саг до детективных драм. А еще fate core правила позволяют легко адаптировать игру под любой стиль.

Философия игры — это не про победы, а про драму и соавторство. Здесь история важнее результата, а игроки вместе с мастером становятся авторами эпоса. Как в фильмах: пуля просвистела над ухом, и это стало началом новой главы!

Сеттинг и мир

Давайте окунемся в атмосферу Fate Core! В этой игре нет изначально заложенного сеттинга, она скорее предоставляет набор инструментов для чего угодно. Но нельзя сказать, что игра никак не влияет на процесс, все же она закладывает: кинематографичную атмосферу, полную неожиданностей, а ключевые темы — героизм и личные дилеммы. Система Fate открывает двери в любой жанр: от фэнтези до научной фантастики.

Лучше всего Fate раскрывает тему личных конфликтов, где герой выбирает между долгом и сердцем, или неожиданные союзы, которые меняют ход сюжета. Это не просто правила, а инструмент для создания драмы!

Хоть Fate и является сеттинг независимой игрой, сеттинги под не все же есть:

  • Dresden Files RPG — переносит нас в современный Чикаго, где за повседневностью скрывается мир магии и сверхъестественного. Этот сеттинг — городское-фэнтези с нуарным оттенком, вдохновленный книгами Джима Батчера. Героям предстоит стать частными детективами, чародеями или даже оборотнями, расследуя загадочные дела, сражаясь с вампирами и разгадывая тайны скрытого мира, где моральные дилеммы и борьба добра со злом становятся повседневностью.
  • Atomic Robo — погружает в хаотичное XX столетие, где наука и безумие переплетаются. Этот сеттинг сочетает палп-фикшн и научную фантастику, где герои — изобретатели, роботы и авантюристы вроде самого Atomic Robo. Им предстоит противостоять нацистским заговорам, сталкиваться с монстрами и спасать мир от безумных экспериментов, раскрывая темы героизма и гениальных открытий.
  • Spirit of the Century — переносит нас в яркие 1920-е годы, пропитанные духом приключений. Этот пульп-сеттинг вдохновлен эпохой Индианы Джонса, где герои — члены элитного клуба. Им предстоит сражаться с глобальными угрозами, раскрывать древние тайны и укреплять дружбу, путешествуя по миру в поисках справедливости и приключений.
  • The Kerberos Club — раскрывает викторианскую эпоху с элементами странного и сверхъестественного, напоминая «Лигу выдающихся джентльменов». Герои — члены тайного клуба, состоящего из аристократов, оккультистов и мутантов. Им предстоит исследовать аномалии, сражаться с монстрами и решать социальные дилеммы, балансируя между тайнами и моральными компромиссами.
  • Aether Sea — открывает космическое фэнтези, где магия и технологии сосуществуют среди звезд. Герои — экипаж магического космического корабля, исследующие неизведанные миры. Им предстоит столкнуться с инопланетными расами, выживать в суровых условиях и раскрывать тайны космоса, где каждая миссия — это борьба за выживание и новые открытия.

Геймплей

Игровой процесс в Fate Core — это танец между механиками и воображением. Кампания начинается с создания мира и персонажей, где игроки вместе с мастером определяют сеттинг и ключевые аспекты. Например, вы можете придумать город с аспектом «Город Туманов и Тайн». Затем начинается игра: ГМ описывает сцену, игроки решают, что делают их герои. Все о классике.

Каждая сцена — это конфликт или вызов: бой, диалог, погоня. И у каждой сцены есть цель, которую игрокам предстоит достичь, или не достичь, тут как получиться. Игроки заявляют действия воих персонажей, чтобы достичь цели, а ведущий задает сложность (например, +3), игроки кидают Fudge-кубики, добавляют навыки и аспекты, а затем результат сравнивается с фиксированной сложностью или встречной проверкой. Если герой пытается убедить стражника, он использует навык «Влияние» и аспект «Серебряный Язык», чтобы получить бонус. После каждого хода ГМ описывает результат, вплетая новые детали, а игроки реагируют — так история растет.

Сессия может длиться от пары часов до эпической кампании. Например, в одной сцене герои сражаются с роботом (как на обложке книги правил fate core), а в следующей решают, предать ли союзника. Это не линейный сценарий, а живая драма!

Игроки — соавторы сюжета. Они заполняют лист персонажа: выбирая 5 аспектов (например, «Бывалый Пираат»), распределяют навыки (от «Среднего» до «Великолепного») и берут трюки (как «Быстрый Удар»). Решают, что делают их персонажи, а главное зачем.

Пример: игрок решает спрятаться от погони. Он кидает кубики (+1), добавляет навык «Ловкость» (+3) и тратит очко судьбы на аспект «Мастер Скрытности», получая +2. Итог: +6 против сложности +4 — успех! ГМ описывает, как герой исчезает в тенях, а враги теряют след. Игроки также могут применять аспекты мира или ситуативные аспекты, добавляя новых деталей, о чем их персонажи могут быть не в курсе(

Мастер — режиссер и арбитр. Он создает сцены, задает сложности, играет NPC (неигровых персонажей) и управляет угрозами, вроде «Буря на Море». ГМ также решает, как аспекты мира (например, «Опасный Лес») влияют на игру, и может предлагать последствия, если игроки терпят неудачу.

А теперь подробнее о ключевых механиках.

Угрозы и аспекты мира

Механика «Угрозы и аспекты мира» — это сердце драмы. Она описывает опасности, вроде «Погоня Ниндзя», и позволяет использовать их для сюжета. Влияет на игру, добавляя напряжения, и согласуется с философией — история важнее победы. Например угроза «Буря на Море» заставляет героев искать укрытие. Мастер описывает, как волны бьют о борт, а герой проходит проверку навыком «Атлетика», чтобы удержаться. В итоге аспект «Морской Волк» спасает ситуацию, и команда придумывает план выживания!

Аспекты

Аспекты — это фразы вроде «Храбрый Капитан», которые описывают персонажа или ситуацию. Они влияют на игру, давая бонусы (если подходят) или осложнения (если против). Это не просто механика, а способ влиять на нарратив, что идеально вписывается в философию системы Fate Core. Аспекты своего рода определяют класс персонажа, в игре нет фиксированного списка аспектов, так что вы можете быть, кем захотите.

Нужно понимать, что аспекты обоюдоострые, они могут играть как в пользу герою, так и во вред, например: у героя аспект «Старая Рана». В бою он получает штрафы, так как рана болит, но так же она говорит о том, то у персонажа есть боевой опыт, который он применяет на стратегическом планировании.

При том аспекты работают не всегда, только если вы их активируете, за ними не нужно постоянно следить, но нужно уметь применить в подходящий момент при помощи призыва или навязывания.

Очки судьбы

Очки судьбы — ваш ключ к драме. Их можно потратить, чтобы активировать аспект и перевернуть сюжет. Это своего рода плата за сюжет, например герой в ловушке, и враг вот-вот победит. Игрок тратит очко судьбы, активирует аспект «Друг в Нужде» и вызывает союзника. Мастер описывает, как дверь вышибают, и битва продолжается — чистый голливудский поворот!

Когда аспект играет в пользу героя — он тратит очки, а когда во вред — получает. Так работает нарративная экономика в этой игре.

Fudge-кубики

Fudge-кубики — обычные d6 с значениями +1, 0, -1. Кидаете четыре таких, складываете результат — от -4 до +4. Это создает предсказуемую нестабильность: редко бывает полный провал или легкая победа. Чаще всего значения будут в диапазоне от -2 до +2.

Навыки и трюки

Навыки героя определяют его сильные стороны, его опыт. Fate Core предоставляет набор из 18 стандартных навыков. Который можно и даже нужно подстраивать под конкретный сеттинг. У героя на старте есть пирамида навыков, от одного навыка на +4 до четырех навыков на +1, это создает равномерное распределение ролевых функций персонажа: кто-то очень хорошо дерется и слегка разбирается в сложных устройствах, а кто-то очень внимательный и немного понимает как стрелять.

Трюки — уникальные фишки, например, «Быстрый Удар», добавляющие бонус +2, если персонаж атакует первым. Это подчеркивает индивидуальность и идеально вписывается в нарративный стиль. Трюки привязаны к навыкам и меняют стандартные правила игры, если захотите придумать свои трюки, подумайте над балансом.

Стресс и последствия

Стресс — мера драмы. У вас есть ячейки от 1 до 4, в зависимости от навыка Воля или Выносливость, которыми вы можете поглощать урон без серьезных последствий. Работают они похожим образом как стандартное ХП, но считаются намного проще.

Последствия — более серьезные эффекты, вроде «Сломанная Рука» или «Шок», которые являются аспектами. Это может создавать довольно интересные ситуации по ходу игры, так как их можно навязывать и даже можно призывать в свою пользу.

Редакции и версии

История Fate Core — это путь от простоты к совершенству. Начнем с Fudge 1992 года и дойдем до современных версий!

  • Fudge (1992) — прародитель, созданный Стеффаном О’Салливаном. Это свободная система с кубиками Fudge, атрибутами, навыками, преимуществом и недостатками, а так же шкалой успешности от «Ужасно» до «Супер». Плюс — полная кастомизация, минус — сложность для новичков.
  • Fate 1.0 (2003) — Первая версия Fate от Фреда Хикса и Роба Донагью добавила аспекты. Начало нарративного стиля, но в противовес сырые правила.
  • Fate 2.0 (2005, Spirit of the Century) — Переходная версия с жетонами судьбы.
  • Fate 3.0 (2006, Dresden Files RPG): Специализированная версия с магией.
  • Fate Core System (2013) — Современная версия с аспектами и судьбоносными очками. Плюс — универсальность, минус — требует активности. Fate core книги доступны в PDF и на бумаге через Evil Hat.
  • Fate Accelerated Edition (2013, FAE) — Легкая версия с подходами вместо навыков. Плюс — скорость, минус — меньше глубины. Идеальна для новичков, доступна онлайн.
  • Fate Condensed (2020) — Сжатая версия Core. Плюс — компактность, минус — меньше примеров. Купить можно в цифровом виде.

Оценка

Fate Core — это система для творчества! Ее сильная сторона — универсальность, позволяющая адаптировать игру под любой жанр, от эпического фэнтези до космической оперы, как видно на обложке книги правил Fate Core с ее динамичными героями. Сравним с D&D: здесь меньше тактической боевки, больше акцента на истории и соавторстве. Однако слабая сторона — необходимость активного участия игроков, что может быть вызовом для тех, кто предпочитает пассивную роль.

Плюсы

  • Гибкость для любых жанров. Fate Core — это швейцарский нож среди ролевых систем! Хотите сыграть детектива в духе нуара, как Гарри Дрезден, или космического пирата? Система fate core foundry и fate core правила позволяют легко настроить сеттинг. Например, вы можете создать мир с магами и роботами, как на обложке, за пару минут.
  • Соавторство делает игру живой. Игроки и мастер вместе лепят сюжет, как в импровизационном театре. Аспекты и очки судьбы дают шанс перевернуть ход истории, добавляя неожиданные повороты. Это как фильм, где зритель влияет на финал!
  • Простота fate core правил радует новичков. Нет нужды в толстых руководствах или сложных таблицах. Взял fate core лист, кубики Fudge и вперед! Например, новичок быстро освоит, как кидать кубики и использовать аспекты, уже на первой сессии создавая героя.

Минусы

  • Требует участия, а не пассивности. Если вы любите сидеть и слушать, Fate Core не для вас. Игроки должны предлагать идеи и активно взаимодействовать. Без этого сессия может стать вялой, как театр без зрителей.
  • Бои менее детализированы, чем в других системах. В отличие от D&D с его тактическими картами, бои в Fate проще и опираются на нарратив. Это может разочаровать любителей стратегических сражений, где каждый удар расписан по клеткам.

Советы для старта

Соберите друзей, распечатайте листы персонажа, возьмите набор кубиков Fudge (можно использовать обычные d6, считая значения 1 и 2 как «-«, 3 и 4 как «0», а 5 и 6 как «+») и начните с простой сцены — например, драки в таверне.

Заключение

Итак, Fate Core — это гибкость и нарратив в сердце системы fate core foundry. Она для тех, кто хочет творить, а не только побеждать. Мое мнение: это уникальный выбор среди fate core книг, который вдохновит на эпические истории!